Как в СССР умели отвечать на истории с «Петровым и Бошировым»

Скандал вокруг взрывов складов с оружием, в которых Чехия обвинила российские спецслужбы, продолжает набирать обороты. Румыния объявила персонами нон грата трёх дипломатов, работавших в посольстве РФ в Бухаресте – таким образом румынские власти отреагировали на просьбу Праги поддержать её в борьбе с «русской агрессией». Ранее аналогичным образом поступили Словакия, Литва, Латвия и Эстония. При этом сама Россия в ответ не делает ничего в свою защиту (не считать же адекватной реакцией ответы в стиле «вы всё врёте»). А ведь когда-то в Москве умели не только отражать информационные атаки из-за рубежа, выходя из них победителями, но и нападать первыми.

О том, что слово может нанести урон, по масштабу не меньший, чем атомная бомба, в СССР всерь­ёз задумались в конце 50-х годов, когда в рамках Первого главного управления КГБ, отвечавшего за внешнюю разведку, было создано новое управление. Литера «Д» в его названии обозначала род деятельности – дезинформация за границей. Дезинформационные операции для обмана противника чекисты не раз проводили и прежде, однако тогда ложные данные подбрасывали непосредственно чужой спецслужбе. Теперь же, как писал бывший сотрудник Управления «Д» генерал Всеволод Радченко, было решено воздействовать на общественное мнение, чтобы жители зарубежья сами убеждались, что СССР хороший и добрый, а США плохие и злые.



Одной из первых крупных операций стала отработка истории полковника ГРУ Олега Пеньковского, работавшего сразу на американцев и англичан. После того как в 1963 году Пеньковского публично осудили и казнили, в США решили, что даже мёртвый шпион может пригодиться. Огромным тиражом на Западе вышла книга, составленная якобы из личных записок Пеньковского, переданных через связного. В них полковник рассуждал о коварстве кремлёвской политики, приправляя свои рассказы инсайдами, услышанными в беседах с руководителями советской разведки и армии. Благодаря перечислению статусных фамилий книга читалась на одном дыхании, заставляя верить каждому слову.



«Даже первичный анализ книги подтверждал, что записки являются фальсификацией, – писал генерал Радченко. – Было принято решение попробовать убедительно разоблачить фальшивку». Действовать решили просто, ловя фальсификаторов на ошибках. Например, в отличие от писателей из Лэнгли настоящий Пеньковский точно должен был знать, где находится в Москве генеральский госпиталь. Помимо этого на Лубянке наловили целую кучу таких «блох» (а может, и выдумали – кто знает? – Ред.), позволяющих выставить авторов книги лгунами. Дальше резидентура КГБ в Англии вышла на журналиста Виктора Зорзу, которому идея поднять на смех ЦРУ показалась интересной. Вскоре в «Гардиан» вышла полосная статья, в которой рассказывалось, как американцы в своих интересах дурачат обывателей. Её тут же перепечатали другие издания – кто ради пущей сенсации, кто за деньги. В итоге, как с удовлетворением вспоминал Радченко, операция «Записки Пеньковского» завершилась для американцев полным провалом.



Фейки и правда



О том, какое значение уделялось дезинформации, говорит тот факт, что после того, как в октябре 1966 года Управление «Д» было преобразовано в Службу «А» (активные мероприятия), её штат вырос в 2,5 раза. Работы у мастеров обмана и правда хватало. Основным занятием была подготовка и распространение нужных публикаций в зарубежных газетах. Способы для этого применялись разные. Дипломат Александр Казначеев, работавший в Бирме, описывал: «Статьи писались в штаб-квартире КГБ в Москве. Затем, полученные в виде микрофильмов, они фотокопировались в посольстве. Моя работа заключалась в их переводе на английский язык. Первый секретарь посольства находил через наших местных агентов способ опубликовать полученную статью в одной из бирманских газет. Газета публиковала её, к примеру, с пометкой «От нашего специального корреспондента в Сингапуре». В финале ТАСС сам публиковал статью, ссылаясь на то, что даже в далёкой Бирме понимают правильность советской политики.



Понятно, что всё это делалось не за просто так. Экс-глава советской разведки Леонид Шебаршин говорил, что практически в любой иностранной газете можно было найти журналиста, готового опубликовать нужный текст если не за деньги, то за бутылку виски. Хотя прямой подкуп применялся далеко не всегда, порой на Лубянке действовали хитрее. Тот же генерал Радченко писал, как КГБ проталкивал на Западе рукопись книги Кима Филби с рассказом о неблаговидных подробностях работы британской разведки. Сперва она была направлена в одно из самых солидных английских издательств, которое, естественно, отказалось печатать книгу, наносящую урон короне. Тогда творение Филби просто перевезли через Ла-Манш и предложили французам, моментально согласившимся опубликовать сенсацию, а заодно ещё раз вставить шпильку своим «заклятым друзьям» с Альбиона. Для журнала «Пари-Матч» были даже изготовлены снимки Филби в его московской квартире. Естественно, что внешне всё выглядело так, будто рукопись предоставляет сам автор, участия КГБ нигде не отмечалось. Книга выдержала несколько изданий и произвела нужный эффект, дискредитируя в глазах общественности работу МИ-6.



Порой в интересах дела допускались даже сливы разведывательной информации. В середине 60-х КГБ с помощью своего агента сержанта Роберта Ли Джонсона, работавшего в почтовом центре НАТО под Парижем, сумел получить доступ к сверхсекретным документам альянса. В их числе были схемы развёртывания ракет с ядерными боеголовками на территории Европы, а также планы по их применению, в случае если Советская армия перейдёт границу. На основе этой информации (естественно, с тщательной маскировкой источника) был подготовлен и вброшен сборник якобы реальных документов НАТО, свидетельствующих о готовности США разнести европейские страны в пыль ради собственных интересов. Поскольку европейцы и сами видели, что рядом с ними появляются американские военные базы, зерно упало на подготовленную почву и проросло – различные зарубежные издания затем не раз цитировали сборник, осуждая ядерную угрозу со стороны Вашингтона.



Похожим образом, пишет автор книги «КГБ во Франции» Тьерри Вольтон, через турецкую газету были удачно распространены директивы военной разведки США по подчинению себе местных чиновников в странах размещения американских баз, вызвавшие скандал не только в Турции, но и в Европе. Не исключено, что это были стопроцентные фальшивки, хотя кто знает? А в ноябре 1981 года западные журналисты, следившие за работой Мадридской конференции по выполнению Хельсинкских соглашений, получили по почте фотокопии якобы личного письма Рональда Рейгана, адресованного королю Хуану Карлосу, в котором тот советовал монарху избавиться от советников, выступавших против присоединения Испании к НАТО. В итоге испанское общественное мнение, разогретое спорами о вступлении страны в альянс, оказалось ещё больше расколото. Тогда же американские журналисты получили телеграммы, в которых им предлагалась эксклюзивная информация о секретном договоре между США и Швецией об использовании американскими военными кораблями шведских баз для проведения разведывательных операций. В то время мировая общественность как раз говорила об обнаружении советских подводных лодок близ берегов Швеции, так что свою роль по отвлечению внимания телеграммы сыграли.



СПИД «создали» в КГБ



Судя по известным ныне документам, дезинформаторы из КГБ хватались за любую возможность. В 1992 году тогдашний глава Службы внешней разведки России Евгений Примаков скупо признал: миф о том, что смертельно опасная болезнь была разработана в американских военных лабораториях, зародился на Лубянке. Цель была не то чтобы ещё раз уколоть США – это подразумевалось по умолчанию. Просто в КГБ обратили внимание, что СПИД особенно распространён в бедных африканских странах. Это, в общем, было логично с учётом тамошнего уровня медицины и отношения населения к контрацепции. Однако мастера информационной борьбы решили, что это отличный способ не только дискредитировать США в глазах африканцев, но и ввести эти страны в зону своего влияния. Тем более что удачный опыт по запуску пугалок уже имелся – в середине 50-х годов Москва совместно с Пекином раскрутила масштабную пропагандистскую кампанию о том, что Вашингтон ведёт в Корее бактериологическую войну, сбрасывая на головы корейцев заражённых грызунов и насекомых. Каких-либо доказательств этому так и не нашлось, но осадочек остался.



Вот и в случае со СПИДом действовать было решено с наскока. Сначала летом 1983 года в индийской газете Patriot появилась статься под названием «СПИД может проникнуть в Индию. Таинственная болезнь, возникшая благодаря экспериментам в США». В публикации сообщалось, что СПИД был создан искусственно в рамках программы Пентагона по разработке биологического оружия. Отдельно сообщалось, что подготовил статью некий «известный американский учёный», который предпочёл «остаться анонимным». За кадром остался тот факт, что основательница газеты Аруна Асаф Али являлась большим другом Советского Союза и даже получила Международную Ленинскую премию, а сама газета Patriot, если верить сбежавшему офицеру КГБ Илье Джирквелову, изначально создавалась именно для публикаций «сливов».



Спустя два года в «Литературной газете» появилась статья «Что скрывается за сенсацией вокруг AIDS», в которой со ссылкой на Patriot пересказывалась история создания СПИДа. При этом добавлялось, что американцы специально зарази-



ли вирусом часть донорской крови, переливавшейся больным, а также опробовали его на наркоманах и гомосексуалистах. Кампанию поддержали другие газеты и ТВ. Посол США в СССР писал письма редакторам, требуя остановить истерику, но всё было бесполезно. «Распространение дезинформации о вирусе СПИДа было одним из самых известных и успешных примеров работы КГБ в годы холодной войны», – считает историк Томас Богхардт, работающий в центре военной истории армии США. Ещё бы, публикации, обвиняющие США в разработке СПИДа, вышли в 80 странах. А в самих Штатах новость использовали такие информационные гиганты, как Associated Press и CBS. Заместителю госсекретаря Кейтлин Бейли даже пришлось собирать пресс-конференцию, доказывая, что в случае со СПИДом Пентагон ни при чём и фейк придуман в Москве. Однако тщетно. В 2005 году в США был проведён опрос, который показал: почти 50% афроамериканцев уверены, что СПИД был создан искусственно, а 12% верят, что за его разработкой стоит ЦРУ.



Главное

Почему раньше спецслужбам удавалось строить хитроумные комбинации, а сейчас нет? Разучились работать?



Ветераны КГБ и правда отмечают, что уровень подготовки нынче не тот, что прежде. Отчасти потому, что в спецслужбы сегодня часто идут не по зову сердца и желанию послужить Родине, а по блату или стремясь получше устроиться в жизни – в нынешней России трудно представить лучше карьеру, чем в спецслужбе. Хотя, что бы ни говорили, умелых профессионалов в разведке и контрразведке хватает. Значит, причина в другом? Похоже, что так. Перебежчик Юрий Безменов, некогда раскрывший Западу схему советских дезинформационных стратегий, отмечал: самое главное – это идеология. СССР её имел и потому мог что-то противопоставить США в битве за умы европейцев. Сегодня, увы, России сказать загранице особенно нечего.



Хотя дезинформация на то и существует, чтобы даже из чёрного делать белое. Смогли же американцы всего лишь с помощью одной непонятной пробирки убедить весь мир, что в Ираке есть химическое оружие. Потому что знали, в какую точку бить. Вот и советская пропаганда знала, пугая европейцев ядерной зимой и экологическими бедами. «Филби консультировал, что делать и как, – приводит Богхардт слова генерала-перебежчика Олега Калугина. – Он мог определить, что будет работать, а что звучит слишком по-советски».



Похоже, сегодня такого консультанта нет, отчего и не работают пресловутые «фабрики троллей» и публикации, размещаемые в иностранных СМИ. И вообще складывается впечатление, что пропаганда больше направлена не вовне, а внутрь, на собственных граждан, а что там подумают за границей, всё равно. Взять хотя бы недавнюю ситуацию с Навальным, голодовка которого вызвала за рубежом жёсткую реакцию, в очередной раз выставив Россию не в лучшем свете. А ведь в своё время такое уже проходили: в 1984 году весь мир следил за тем, как академик Андрей Сахаров, находясь в ссылке в Горьком, объявил голодовку и с каждым днём ему становилось хуже. Тогда в ответ на требования президентов ведущих держав прекратить издевательства над нобелевским лауреатом Лубянка провела спецоперацию. Как писал председатель КГБ Чебриков в записке Андропову, «на основе негласных съёмок» был подготовлен материал о жизни Сахарова в ссылке. На кадрах академик выглядел хоть и похудевшим, но вполне здоровым и даже счастливым – общается с врачом, читает западную корреспонденцию. Следом прикормленный журналист Виктор Луи пропихнул фото в немецкую газету «Бильд», которая опубликовала сенсацию. В итоге кампания по защите Сахарова пошла на спад: нельзя же не верить «Бильду»! Сравнить это с сюжетом RT из владимирской колонии, где оскандалившаяся в шпионском скандале Мария Бутина неумело пыталась показать «живого и здорового» Навального.



Почему было не запустить, к примеру, «Евроньюс», в котором ВГТРК, кстати, имеет долю – ему европейский обыватель точно поверил бы больше, чем прокремлёвскому RT.



Или вернёмся к истории со складами. Понятно, что так возмутило европейцев – кому понравится, что у них дома кто-то устраивает диверсию. Однако, если бы вдруг в СМИ появились «данные разведки» о том, что оружие на самом деле перевозилось незаконно, а к его перевозке причастны, скажем, чиновники чешского минобороны, скандал приобрёл бы совсем иное звучание – коррупция в своей стране заинтересовала бы чешские СМИ куда больше. Заодно можно было разыграть и другую спорную карту – мол, этим самым оружием пользуются на Украине националисты, прославляющие Гитлера. В Польше, где жива память о «подвигах» бандеровцев, это точно вызвало бы негативную реакцию. Однако работать «на отвяжись» намного проще, чем думать и креативить.

Новые сверху Старые сверху

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Copyright © 2009- . http://pila-ua.info

Професиональное распространение информации в интернете - Orange-SKY - orange-sky.eu

Данный сайт работает как социальный блог, открытая социальная площадка где каждый может опубликовать свои материалы, многие материалы приходят на почту и публикуются администрацией сайта после модерации. В связи с эти возможны некорректное отображение источника текста или графики, если Ваши авторские права или права на торговую марку (товарный знак) нарушены, просим извинения, указывайте о данных нарушениях нам на почту E-mail: [email protected] и мы немедленно исправим это недоразумение.
Материалы удаляются с сайтов: а) по просьбам, претензиях; б) в случае аргументированных опровержений; в) согласно решения суда. Запрос для получения данных об ответчике, а также претензии и опровержения направляйте на email: [email protected]